Про ситуацию вокруг #Комкон2023 две вещи хочу сказать. 1. Есть глобальный вопрос: «современное ролевое движение и политика» В прошлом веке, когда ролевое движение зарождалось (и в начале этого – тоже) оно было эскапистским и внеполитическим. Я это помню, я как раз в ранние двухтысячные сюда зашла.  Были «мы все против цивильного мира». И даже если у нас случались терки между собой – это были терки по вопросам внутри ролевого движения. Бурные разборки «ниеннахнутых» и «правоверных толкиенистов» ни к каким событиям вне ролевого движения отношения не имели. Равно как и «энергуйские войны», и горячие споры «может ли анимешник считаться толчком» (да, у меня хорошая память, не благодарите). В прошлом феврале многие (осознанно или не очень) ожидали, что ролевое движение снова пойдет по пути эскапизма. Что мы сядем у костра, обнимемся и скажем: «Пусть они все там с ума посходили – но Игра превыше всего». Я была в числе этих многих. Время показало, что это не так. Что за 30 лет очень многое изменилось. Прежде всего, как это ни банально – средний возраст ролевика. Мы сейчас из того самого анекдота: «Страшно не то, что мы теперь взрослые.Страшно, что взрослые теперь – это мы». Мы в массе своей стали старше. Мы заработали себе в «цивильном» мире всякие статусы и должности, завели семьи и детей. У многих проекты вне ролевого движения теперь столь же любимы, как и проекты внутри. И у многих появилось свое мнение по политическим вопросам. А у некоторых даже позиция (то есть мнение, подкрепленное действиями). И то-что-нельзя-называть задело многих из нас так сильно, что скрыться от этого в лесу у костра не получилось. Так вот: этот факт остается просто признать. Ролевики не вне политики (по крайней мере – не все ролевики вне политики). - Будут мероприятия, на которые приглашают, ориентируясь на политические убеждения. - Будут игроки, которые откажутся играть с людьми других политических взглядов. - Будут ссоры на политической почве. Я в курсе, что все это УЖЕ есть. Я просто констатирую факт, что оно никуда не денется. И с этим нужно как-то жить. 2. Собственно, про то, как жить. То есть про «правила общежития», как называли это во времена А. П. Чехова. Есть норма, которую вроде бы признают обе стороны текущего политического противостояния: уважение к хозяину дома и его правилам. Одни – потому что на Руси так исстари было заведено, другие – потому что вообще всякие личностные границы считают ценностью. Так вот. Когда люди делают НЕКОММЕРЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – они строят для участников дом, вкладывая в это свои ресурсы. И приглашают участников в гости. Поэтому точка зрения организаторов на то, что на этом мероприятии допустимо, приоритетна. Что можно или нельзя – решают именно они, хозяева дома. А мы решаем, идти ли к ним в гости на таких условиях. Если можно приходить только в сменной обуви – то или бери сменку, или не приходи. Если мероприятие заявлено как «вне политики» - то или приходи без политического манифеста, или не приходи. Иначе это получается, простите, потреблядство. И его не оправдывает никакое «мне на прошлом мероприятии на ногу наступили, теперь я хочу прийти на это и тоже ноги поотдавливать».